В настоящее время нередко случается так, что родители, стараясь дать своим детям как можно более полное образование, записывают их одно-временно в спортивные секции, в музыкальные, художественные школы, при этом, дети занимаются дополнительно иностранными языками и многим другим. Конечно, развитие ребенку необходимо, но родители зачастую не учитывают тот факт, что основная или как говорят психологи ведущая деятельность для дошкольника – это игра. Именно в ней дети развиваются лучше всего и приобретают те психологические качества, которые необходимы для успешного учения, общения с людьми, выполнения общепринятых норм поведения. Возможно, некоторым взрослым кажется, что игра – это пустое времяпровождение. Но это далеко не так. Игра имеет исключительное значение и, лишая ребенка возможности играть, родители могут нанести непоправимый вред его психическому развитию.
Игры несут в себе социальное содержание. В игре ребенок вживается в различные социальные позиции, знакомится с бесконечным многообразием социальных отношений. Ребенок учится таким образом понимать социальную жизнь, ориентироваться в ней. Он эмоционально проникает в те формы жизни, которые пока недоступны для него, но куда он неизбежно попадет в будущем. Игры не уводят ребенка от реальности, наоборот, вводят в нее. Дети в процессе игры учатся подчиняться правилам, знакомятся с нормами поведения, существующими в обществе.
Каждая игра имеет определенные правила, в ее процессе постоянно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения своей роли, таким образом, в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным.
Любая игра неизбежно связана с работой фантазии, т.к. объект игр в значительной степени создан воображением. Игра требует лишь капли реальности, которая служит основой для бурной работы фантазии, т.о. в игре происходит рост и развитие воображения.
Игра позволяет ребенку, находясь в физической и психологической безопасности, делать любые движения, проживать любые ситуации. В игре чувства ребенка находят свое выражение и раскрытие, идет яркое развитие эмоциональной жизни. Формируются и растут умственные способности.
Игра – это свободная деятельность, которая осознается как «ненастоящая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо материальной пользой.
Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребенку, ведь она порождает духовные и социальные связи. Она способствует самовыражению. Й.Хейзинга писал: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру – нельзя».