Похвала – дело тонкое, но очень важное. Сейчас, возможно благодаря американской модели воспитания, большинство молодых родителей своих детей активно хвалят. Может быть, таким образом стараются компенсировать нехватку похвалы в детстве или просто заботятся о будущей самооценке своего чада. Но убеждение, что похвала – панацея, спасающая от любых проблем – ошибочно. Если неверно применять этот инструмент – можно сильно испортить самооценку ребенка и отношение с ним. А потому, лучше знать основные правила похвалы.
Обязательно хвали, но не навреди
Каким образом мы зачастую хвалим детей? Например, говорим: «Какая ты умница!», «Хорошая девочка (мальчик)!», «Все правильно сделала». Иногда говорим: «Как здорово ты помыла посуду! Никто не способен так мыть её как ты!». Вроде бы, на первый взгляд, фразы вполне позитивные. Но попытайтесь себя представить на месте ребенка, который слышит эти хвалебные речи. Какие ваши чувства? Хорошо ли вам от этого? Например мне, такая похвала как минимум безразлична. Приятно, вроде как, но на душе остаётся осадок. Выходит, что я молодец лишь тогда, когда сделал определенные действия. Выходит, если я перестану их делать, сразу стану плохим? Обидно и грустно. Получается, что меня любят «за что-то».
Также, примерно, себя чувствуют дети. Они удивительным образом «прочитывают» подтекст послания родителей. Это происходит оттого, что в данном случае похвала строится на оценочном суждении. «Правильно, хороший, молодец». Значит есть и не хороший, не молодец и неправильно. Отсюда вывод: похвала, хорошая или плохая – вредит нормальному формированию здоровой самооценки ребенка.
Как следует хвалить?
Но как тогда нужно выражать своё восхищение, гордость и радость и другие эмоции при общении с ребенком? Как его следует хвалить? Очень просто! Вместо логической оценки действия ребенка – говорите о себе. Также, следует выражать не оценку, а свое личное чувство, отношение к его поступкам. Например: «Я очень рада, что ты это сделал», «Я очень восхищаюсь тем, какая ты у меня». «Я безумно рад, что у меня есть такой сын (дочь)!» и т.п.
Для сравнения:
Дочь сходила в магазин и приобрела необходимые продукты.
Слова мамы (оценочная, прямая похвала): «Верно сделала, что сходила! Ты большая умница, хорошая девочка (похожим образом хвалят собак)».
Слова мамы (безоценочная, непрямая похвала): «Я так рада, что ты помогла мне и сходила в магазин! Теперь я точно успею все приготовить к приходу гостей».
Разница чувствуется, верно?
Ели мы хвалим ребенка, при этом выражая отношения либо чувства к его действиям, малыш чувствует искренность своих родителей и понимает их посыл как поощрение его действий. Он уверен: «Я могу отлично управиться с этим делом». Но если родители применяют оценочное суждение, тем более преувеличенное (так как ты, это никто не сделает), ребенок в этом читает следующее: «Я необходим родителем лишь тогда, когда это делаю» или «Я не совсем уж такой хороший, меня, скорее всего, просто дурачат».
За что следует хвалить?
«Правильной» похвалы, на самом деле, быть много не может. Чем больше родители своих чувств выражают, и высказывают отношение к какому-либо действию ребенка, тем положительнее и лучше станет их контакт с малышом. Формируется искреннее общение и взаимное доверие. Не имеет значение, чему радуется отец: тому, что сын пропылесосил дорожки, или тем, что с отличием закончил институт. Нужно, чтобы выражались чувства. Конечно, напрямую их адресату.
Однако, хочу заметить, что не одни только приятные чувства нужно говорить ребенку. Например, если родители недовольны каким-либо действием или бездействием ребенка, следует ему об этом говорить. Но не в оценочной форме. Используйте «Я - сообщение» и при этом называйте своё чувство. Например: «Я действительно на тебя зол, что ты в магазин не сходил!». Это послание ребенок, скорее всего, услышит, нежели фразу подобную следующей: «Ну, ты и лентяй, опять ты в магазин не сходил».
Следует выражать искренние чувства ребенку. Как неприятные, так и приятные. Дети лучше всех чувствуют фальш. Это может вылиться в недоверие к родителям, агрессивностью или отгороженностью, а еще формированию заниженной самооценки ребенка.
Небольшая тренировка
Составьте свое обращение к малышу, используя описанные в статье методы, в контексте следующих ситуаций:
1. Сын положил игрушки на место
2. Дочь вымыла посуду
3. Четверть окончена без троек
4. Молодой человек поступил в институт
5. Ребенок опрокинул молоко
6. Дочь сидит у телевизора и не идет есть, если её зовут
7. Сын получил двойку и напоминание об этом в дневнике